История школы

История Польниковской средней общеобразовательной школы

(1912-2012 гг.)

 

Первая школа в деревне Польники появилась около 1900 года. Её основа­телями стали уроженцы города Мглина супруги Блудимко, Фёдор Евсеевич и Надежда Даниловна.

В первые годы никакого здания школы, конечно, не было. Классы разме­щались в светлицах крестьянских домов. Фёдор Евсеевич учил старшие классы, Надежда Даниловна младшие.

Несколько лет подряд Блудимко обивал пороги различных ведомств По­чепа и Мглина, добиваясь разрешения отмерить лес на постройку школы. И лишь в 1912 году было построено первое здание школы. Одновременно строилось такое же здание в селе Селище. Обе школы оказались похожими как близнецы, строились они по одному проекту.

Польниковская школа простояла тридцать один год, Селищанская – во­семьдесят три года.

Первым директором стал Фёдор Евсеевич Блудимко. Учительский кол­лектив составляли в основном уроженцы западных волостей Мглинского уезда. Одним из учителей был житель села Пашково Прохор Фёдорович Кашликов, учивший начальные классы.

Школа была семилетней. При ней находилась комната, где жил директор.

Добрую память оставил о себе Фёдор Евсеевич Блудимко. Толковый педа­гог и просто хороший человек, он был о чем уважаем среди  учеников и среди их родителей. До его приезда в Польниках лишь  очень немногие были обучены грамоте. Возле школы ученики под руководством Фёдора Евсеевича посадили несколько тополей. Так же учениками была  посажена берёзовая роща. Несколько берёз и пахучий тополь стоят там, на склоне, и по сей день.

В 1924г. директором стал земляк Семён Аристархович Ярошевский. Сын священнослужителя, он без особого труда  смог получить образование и с детских лет хотел быть учителем. Он немного изменил  школьный Устав. При нём в школу принимали с 10 лет. Ярошевский был директором 9 лет. В 1933 г. он был направлен на работу в другое село. Директором стал Иван Фё­дорович Антоненко. Новый директор задался целью сделать школу 10-лет­ней. В 1937 году было построено новое здание. Строилось новое здание за счёт колхоза «Свободный труд». Здание было одноэтажным, крыша – четы­рёхскатной, из щепы. Занятия проводились в 2 смены. Классы  были парал­лельными. В эту школу ходили со всей округи: Пашково, Заполья, Польников, Бытни, Берёзовки, Селища, Дряговки, Немчино, Курманова и по­сёлков Долгое (Красный) и Ульянов Гай.

Пожалуй, ни один директор за всю историю Польниковской школы не пользовался таким авторитетом как Иван  Федотович Антоненко. Когда он шёл по коридору, все ученики, завидев его, словно преображались. Даже са­мые недисциплинированные становились навытяжку, словно солдаты при виде генерала. Взрослые при встрече с ним снимали шапки и кланялись.

Иван Федотович был последователем Макаренко и талантливым педаго­гом. Он умел привлечь учеников к любому делу. Антоненко сумел подобрать себе талантливых помощников. Учительский коллектив был дружным, спа­янным чувством долга и ответственности учителей перед обществом. Многие учителя являлись коренными жителями Польников.

Польниковская школа считалась в районе образцовой. На неё равнялись другие школы. Приезжавшая из Почепа проверка всегда приятно поражалась образованности и дисциплинированности учеников. Половина школьников училась на «четыре» и «пять», а двоечников можно было пересчитать по пальцам. А уж дисциплина в школе была не хуже, чем в нашей стране в то время, – железная! Никто из учеников и не думал баловаться табаком, во всяком случае, в школе не осмеливался курить даже самый отчаянный хулиган. Случаи воровства были исключены.

Учителя сумели привить ученикам главное – стремление учиться. Хотя в школу принимали с семи лет, иногда были исключения. Желание детей по­скорее пойти в школу было так велико, что некоторые пытались прибавить себе лишний год возраста, чтобы поступить в первый класс. Как правило, такие затеи оканчивались неудачей. Учитель начальных классов Родион Семё­нович Таранков отсылал неудавшегося первоклассника домой и шутливо советовал ему:

– Придёшь домой – скажи мамке, чтобы каши тебе побольше давала. А как подрастёшь, тогда приходи в школу.

Дома начинались слёзы. Некоторых малышей отцам удавалось наставить на путь истинный – мол, сиди дома, никуда школа от тебя не денется, – но были и такие «счастливчики», упорство которых побеждало родительские доводы. Через несколько дней  гордый первоклассник уже шествовал в школу вместе со старшими ребятами.

Большинство учителей были мастерами своего дела. Сам  Антоненко пре­подавал географию и естествознание. Пётр Фаддеевич Козюков – матема­тику, алгебру, геометрию и физику. Николай Яковлевич Гапонов – русский язык и литературу. Немецкий язык преподавал Иван Прохорович Казеко. Учителя начальных классов: Родион Семёнович Таранков, Кузьма Малахо­вич Фещенко, Арсений Евстафиевич Щербенко, Ольга Амвросьевна Козю­кова. Рива Абрамовна Мамаева преподавала историю. Вторым учителем русского языка   и литературы стал в 1940 году Тарас Алексеевич Супро­ненко.

Летом 1941 года ученики сдали экзамены, преподаватели стали готовиться к новому учебному году. Но вскоре польниковцам стало не до школы.

22 июня, в полдень, Советское правительство призвало весь советский на­род к борьбе с немецко-фашистскими захватчиками. Услышали призыв и учителя Польниковской средней школы. Многие из них ушли на фронт.

В середине августа  1941 года гитлеровские войска заняли Польники. Фа­шистское командование оставило в деревне гарнизон австрийских солдат. Деятельность гарнизона сводилась к следующему:

1)    расстрелять всех коммунистов;

2)    свезти в Почеп всех евреев;

3)    создать контингент своих сторонников среди местного населения.

Фашисты старались вовсю. Первым делом принялись отлавливать евреев. Первой они схватили Лидию Борисовну с дочкой Маргаритой. Их расстре­ляли в Почепе вместе с сотнями других евреев.

Затем взялись за коммунистов. Особенно хотелось гитлеровцам аресто­вать председателя колхоза Трофима Григорьевича Никищенко. Польниковцы держали языки за зубами, но предатель всё же нашёлся, и 12 сентября пред­седатель был расстрелян. Он мужественно, достойно коммуниста, встретил смерть.

После этого была организована рота полицаев. Предателей, к сожалению, хватало. Многие шли в полицию добровольно, – это были, в основном, отпе­тые негодяи, – но были и такие, которых вербовали силой.

– Не пойдёшь в полицию, донесём, что у тебя брат – коммунист, –угро­жали предатели в таких случаях.

В Польниковской школе фашисты создали госпиталь. Раненых хватало: в двадцати километрах от Польников гремела война. Многие раненые фаши­сты, несмотря на все старания своих врачей, отправлялись к праот­цам. Хоронили их тут же, возле школы. На кресты фашисты высекли, словно издеваясь, берёзовую рощу, посаженную Фёдором Евсеевичем Блудимко.

В Дряговке полицаи создали свой блокпост. Туда собирались предатели со всех деревень. Партизаны знали о блокпосте и готовились к его разгрому. Для начала партизаны прощупали полицаев – зимней ночью они сожгли ко­мендатуру. А весной народные мстители осуществили свой план. Было вос­кресенье, многие полицаи ночевали дома. В блокпосте находилось 47 человек. Остальные предатели должны были собраться к полудню.

На рассвете партизаны напали на блокпост, ударили, откуда их не ждали. Захваченные врасплох, предатели в панике бросились наутёк и были уничто­жены. Никогда больше не возродился блокпост полицаев в Дряговке.

Летом 1943 года для польниковцев стало ясно, что недалёк уже день осво­бождения. Над деревней проносились самолёты с краснозвёздными крыль­ями, бомбя фашистские тылы. Доставалось, правда, и местным жителям. Несколько домов было разрушено по ошибке.

22 сентября на школьный двор ворвался советский танк. Ворвался прямо на немецкое кладбище. Превратил в щепки кресты, сплющил каски, сравнял с землёй могилы. Больше на школьном дворе не оставалось ничего, лишь дымились недогоревшие брёвна, да валялись погнутые железные листы крыши и железная кровать из комнаты директора…

Отступая, фашисты в бессильной злобе сожгли обе школы и несколько домов. Хотели сжечь всю деревню, но не успели: слишком стремительно на­ступала Красная Армия.

Школы больше не было. Погибли на войне талантливые педагоги. Пал в битве за Кавказ Николай Яковлевич Гапонов. Чтобы возродить школу требо­вался новый Блудимко. И этот человек нашёлся.

Не Блудимко – Фещенко, не Фёдор Евсеевич – Иван Кузьмич. Он пришёл работать в Польниковскую школу в ноябре 1943 года и четырна­дцать лет терпеливо ждал разрешения построить новую. А пока классы, как и сорок лет назад, размещались в крестьянских домах. Первый класс учился в светлице избы Тихона Евдокимовича Никищенко, второй и третий – в доме бывшего кулака Камкова, четвёртый – в Бытневском клубе. На все Польники приходилось всего два букваря. При свете керосиновых ламп ребята гото­вили уроки, собравшись всем классом у кого-нибудь дома. Учились в две смены в классах по сорок человек.

Мало осталось после войны педагогов. Старая гвардия – Щербенко, Та­ранков, Супроненко – не могли справиться более чем с четырьмя классами. Поэтому долгие годы Польниковская школа подчинялась Селищанской, ди­ректором которой был Александр Семёнович Петровский. И ученики, и пре­подаватели в Селище ходили пешком.

Система местного школьного образования в те годы имела следующую структуру: начальные классы учились в Польниках, четвёртый класс – в Бытне, старшие – в Селище. Учителями начальных классов работали: Полина Трофимовна Шалыгина, Арсений Евстафьевич Щербенко, Родион Семёнович Таранков и Иван Фёдорович Резников. Учителя старших классов – Фещенко и Супроненко – преподаватели в Селищанской школе. Так продолжалось до 1957 года. Со временем ряды учителей пополнялись и в голове Ивана Кузь­мича засела мысль возродить семилетку в Польниках. Колхозники с энтузи­азмом приняли это предложение. В короткий срок свезли и составили вместе бывшие «классы», сделали несколько пристроек. Новая школа напоминала собой старую.

Первого сентября 1957 года Польниковская, уже семилетняя, школа при­няла своих учеников. Иван Кузьмич стал её директором, а Николай Иванович Драчёв – завучем.

Школа имела печное отопление. Занимались в две смены. Сам Фещенко  был учителем истории, Драчёв преподавал физику и химию, Василий Фил­липович Корпетченко – немецкий язык и естествознание. Тарас Алексеевич Супроненко – русский язык и литературу. Математику преподавала Любовь Алексеевна Малоховец. Жена Драчёва, Евдокия Алексеевна, была учителем географии. Николай Михаилович Старовойтов был физруком. Учителями на­чальных классов были: Ефросия Филипповна Ильиненко, Тамара Михаи­ловна Голубева, Галина Тимофеевна  Коновалова и два ветерана школы – Щербенко и Таранков.

Иван Кузьмич мечтал возродить десятилетку. В начале 60-х годов он на­чал приводить свой план в исполнение. Рядом со школой начали  возводить каменное здание. Построили только треть задуманного. Одноэтажное камен­ное здание стало подсобной частью школы. В нём разместились 2 восьмых класса. Школа стала 8-летней. Через несколько лет Иван Кузьмич продолжил своё дело. К тому времени коллектив обновился. Старая гвардия ушла на пенсию, а ей на смену пришли новые педагоги. Учителем русского языка стала Майя Андреевна Божина, математики – Светлана Ивановна Степыко, биологии – Тамара Сергеевна Пимахова, начальных классов – Фаина Гри­горьевна Щеголяева, Просковья Романовна  Грудино, Зинаида Филипповна Гончаренко, Александра Васильевна  Володченко, Людмила Алексеевна Ко­хан. В 1972 году вернулся В. Ф. Корпетченко – не сиделось старику дома. Лишь в 76 лет он ушёл на пенсию. В конце концов Ивану Кузьмичу  удалось довести задуманное дело до конца. Его мечта сбылась в 1977 году. На большом пустыре  за деревней  началось возведение новой школы (фото 020). В школу снова, как и 40 лет назад, стали ходить  со всей округи. Был построен интернат, в котором жили ученики из дальних деревень. Вскоре надобность в нём отпала. Колхоз выдал школе трактор, что позволило иметь участок земли возле школы и столовую в здании интерната. Ученики посадили вокруг школы большое количество берёз. Имелся даже стрелковый тир, чему были несказанно рады ученики.

Иван Кузьмич пользовался безграничным уважением людей, блестяще эрудированный, он знал ответ на любой вопрос. Все, даже те, которых он ни­когда не учил, называли его – учитель.

25 апреля 1983 года Иван Кузьмич скончался. Хоронили его всем колхо­зом. Сотни людей – это не преувеличение – провожали его в последний путь. Похоронили его рядом с отцом, Кузьмой Малахиевичем, тоже учителем.

Валентина Григорьевна Ложатникова начала свою работу в школе 1 сентября 1977 года. Через три года она стала директором. К тому времени ушли на пенсию и разъехались по другим школам многие учителя. Им на смену приходили новые, но, как правило, это были люди приезжие, они  долго в школе не задерживались. Лишь к началу 90-х годов коллектив стал более-менее постоянным. Теперь его составляли местные уроженцы. Подавляющее большинство учителей имело высшее образование. Основное своё усилие школа направляла на воспитание у учащихся сознательной дисциплины, на развитие школьного самоуправления. В школе была создана ученическая производственная бригада, которая обрабатывала 30 га земли. Она занимала третье место в области. За средства вырученные от работы, учащиеся совершали экскурсии по историческим местам Советского Союза: Киев, Ленинград, Волгоград, Брест, Хатынь, Волгодонск и др.

В начале 90-х годов начался процесс оптимизации школ. Первой исчезла Дряговская начальная школа. В ней училось небольшое количество детей, а позже, в связи с тем, что в Дряговке и Немчине остались одни старики, на­добность школы исчезла.

Затем прекратила своё существование Старопочепская начальная школа. Надобность в ней не исчезла, но теперь учеников с окраин колхоза возили в Польники на автобусе, а в Старопочепье не осталось учителей.

Последней отмерла Селещанская восьмилетняя школа. Учителя и ученики перебрались в Польниковскую школу, а здание было продано.

Валентина Григорьевна проявила себя как талантливый руководитель. Зимой 1995/96 годов здание школы дало трещины. Особенно опасное поло­жение было в спортзале. Летом 1996 года провели ремонт школы, а в 1997 году её газифицировали.

В течение 90-х годов произошли изменения в учительском коллективе. Из  прежнего коллектива учителей остались Валентина Григорьевна и Фёдор Михайлович Бесхлебный. К началу 2000-х учительский коллектив стал таким: Черепова Т.А., Ахременко Е.Г., Рыжих С.В., Шилина Е.Н. – учителя начальных классов; Фещенко М.А., Прудникова Н.Ф. и Карбанович А.В. – учителя русского языка и литературы. Учителя математики – Усачёва М.В., Феськова Г.Л., Гордиенко Г.С.Учитель немецкого языка — Корбанович С.В.. Физику и астрономию преподавал Феськов В.Г., историю – Сердюцкий В.Н. и Ложатников И.Е., физкультуру – Карбанович Ю.Н. В последующие годы в школу пришли новые педагоги Щетинин Анатолий Павлович — учитель ОБЖ и Щетинина Оксана Ивановна — учитель изобразительного искусства и музыки. С конца 1980-х по конец 1990-х заместителем директора по учебно-воспитательной работе трудилась Камкова Татьяна Алексеевна.

Не обошлось и без потерь. В середине 2000-х умерла Усачёва М.В. В ноябре 2008 года по дороге в школу случился инсульт у Бесхлебного Фёдора Михайловича. Не приходя в сознание он умер в больнице. А 13 октября 2013 г. ушёл из жизни Полуянов Владимир Иванович, долгие годы работавший в школе завхозом. Светлая им память.

На настоящее время учительский коллектив такой: Ахременко Е.Г., Рыжих С.В., – учителя начальных классов; Фещенко М.А., Прудникова Н.Ф. и Карбанович А.В. – учителя русского языка и литературы. Учителя математики – Карпеченко Н.Г., Феськова Г.Л., Гордиенко Г.С. Учитель немецкого языка — Корбанович С.В.. Физику и информатику преподаёт Феськов В.Г., историю и обществознание – Сердюцкий В.Н. и Ложатников И.Е., химию и биологию — Камкова Т.А. и Ложатникова В.Г., географию — Ивченко И.А., физкультуру – Карбанович Ю.Н., технологию — Бесхлебный В.В., ОБЖ — Щетинин А.П., искусство — Щетинина О.И.

Коллектив творческий, знания у учащихся хорошие. Медалисты: Левина Анна, Сердюцкий Александр, Филатова Мария, Карбанович Елена, Феськов Максим, Камкова Елена, Туникова Мария. Экзамены в форме ЕГЭ учащиеся школы сдают хорошо, большинство на «4» и «5» и поступают в высшие учебные заведения на бюджетные места. Образование связано, непосредственно, с воспитанием. Активно работают кружки, учащиеся школы принимают участие в различных конкурсах и занимают призовые места не только в районных и областных, но и общероссийских. Был лауреат международного конкурса.

Неоднократно ученики нашей школы принимали и принимают участие в районных предметных олимпиадах и спортивных соревнованиях, занимая призовые места.

Долг каждого педагога – воспитать достойных наследников старшего по­коления. Учителя Польниковской средней школы всегда об этом помнят. И поэтому можно с уверенностью сказать, что школа, основанная Фёдором Ев­сеевичем Блудимко и возрождённая Иваном Кузьмичом Фещенко, будет жить!

Автор благодарит бывших учеников Польниковской школы Шалыгину Александру Прохоровну, Шалыгину Нину Егоровну, Гапонову Олимпиаду Михайловну, Шалыгина Николая Николаевича, а также Ложатникову Вален­тину Григорьевну, за предоставленные материалы.

  

Иван Александрович Ивченко